Давеча с коллегами обсуждали тему орущих детей. Моя начальница ехала в автобусе и на соседнем месте была мама с маленьким ребёнком, который очень плохо себя вёл, толкался, кричал, хватал её за руку, сумку и читалку при относительном бездействии матери и вот мы обсуждали "почему они так себя ведут", "кто виноват" и "что делать".
Мой отдел в едином порыве встал на сторону мнения, что ребенок должен уметь себя вести, вести себя прилично и в первую очередь не мешать окружающим. Что ребенок должен знать слово нет и слушаться и что всем неприятно быть свидетелями и невольными участниками детских истерик.
Я согласна с тем, что очень неприятно, когда рядом орёт ребёнок и это не твой ребёнок, я даже было предложила делать отдельные вагоны в ржд для бездетных и детных, на что моя коллега-мама сказала, что это для таких как я нужно делать отдельный одноместный вагончик - ну тут я согласилась, что да, отдельный вагончик для меня предпочтительнее, чем отдельный вагон для семей с детьми и я от такой роскоши не откажусь)
Однако в этом едином порыве мои коллеги наступили на мою мозоль хорошей, правильно воспитанной девочки, после чего отверзлись великие подвалы и вот несёт меня лиса уже третий день как.
читать дальше
Для начала мы обсуждали, что делать. Как вести себя примерно понятно, из автобуса можно встать и выйти или пересесть на другое место. А вот, например, что делать, чтобы ребёнок не вырос вот таким? Чтобы не было истерик на глазах у изумлённой публики. Оказалось, что все практически единогласно сказали, что это очень важно. Кроме того, насколько я понимаю, мои коллеги уверены в том, что воспитать хорошо ведущего себя ребёнка принципиально возможно и что если ребенок ведёт себя плохо, то это недосмотр безответственных родителей.
Вообще, я лично думаю, что для воспитания хорошего, правильно ведущего себя ребёнка есть только один рабочий способ - сломать его об колено как можно раньше, чтобы ему и в голову не могло придти, что оказывается можно высказать и выказать своё мнение, превысить громкость в два децибелла или заплакать, и не быть убитым на месте. Примерно это было сделано со мной, после чего долгие годы моя мама могла хвастаться тем, как хорошо ведут себя её дети. Ну или родить такого золотого замечательного младенца, с которым ну прям повезло, но это не рабочий способ, это случайное везение одно на миллиард (и то как знать, а не сломали ли этого младенца с самых ранних дней?). В то же время, я убеждена, что живой, не ломанный ребёнок просто не может вести себя прилично, по крайней мере постоянно. Всё равно он будет влезать куда не просили, особенно если впервые столкнётся с чем-либо, спрашивать что-то не совсем приемлимое, особенно, если вопрос пришёл ему в голову первый раз в жизни, в конце-концов, он на опыте постигает все эти приемлимо-неприемлимо и можно-нельзя, он их не знает по определению, как бы не казалось родителям, что "он всё понял", и можно только отбить даже попытку получить этот настоящий опыт, но заменить его никаким "воспитанием" невозможно. Никакое чтение нотаций и личный пример не могут встать на пути незашоренного исследователя пространств и общественных отношений, плюс есть ещё особенности темперамента и например бойкий весёлый холерик будет громко смеяться и скакать просто потому что он не спокойный и медленный меланхолик, готовый в любой момент заплакать. Как мне кажется - это неподконтрольно, также я считаю, что это необходимо для здорового развития. Даже у замечательных прекрасных детей может случиться ой. И как вот это понять? Не вскроешь же ему голову! А там процессы, которые сами по себе, темперамент, процессы роста, изменение, отмирание, становление нейронных связей. И вот этот мальчик, который выгибается дугой в руках матери и орёт, это он на зло? или он охвачен настоящей паникой и ужасом, потому что в нём происходит страшный, непонятный ему, переламывающий всё нутро процесс, а у него нет ресурсов на то, чтобы осознать это и понять, что это такое и что оно закончится, и это такое "МАМА ЧТО ПРОИСХОДИТ Я УМИРАЮ????"? Понятно, что в неблагополучных ситуациях дети (как и взрослые) склонны больше вести себя асоциально и хуже сдерживают себя.
Мои коллеги настаивают, что в ситуации, когда ребёнок ведёт себя "неприлично", его надо заткнуть, одёрнуть, изолировать от окружающих - в общем применить любой способ как можно быстрее прекратить это. При этом все согласны с тем, что наказание должно быть соизмеримо с проступком и что пятилетний ребёнок не может сделать ничего такого, за что его можно избивать, к примеру, ремнём.
В разговоре я привела пример из собственной жизни: мне было пять лет, я собиралась идти в школу, мне отдали братов письменный стол и купили к нему модный офисный стул на колёсах. Когда вся семья расскаживалась на диване смотреть телевизор, я придвигалась к ним на этом стуле и смотрела со всеми (до этого я всегда садилась перед диваном на пол), и вот мы смотрели какую-то фигню по телеку, я сидела на своём стуле, а мой брат поставил на него ногу и крутил его туда-сюда, чем жутко меня бесил. Я долго терпела, в какой-то момент взорвалась и крикнула брату "отстань, ты мне надоел!", на это в ситуацию вмешался мой отец, который очень громко осведомился, не офигела ли я так говорить брату, на что я ещё громче сказала, что он мне "тоже надоел" и незамедлительно получила пинок по стулу, с которым уехала в другой конец комнаты под заявление отца, что "дочь, которой я надоел мне не нужна". После этого отец не разговаривал со мной полную неделю и ещё несколько дней. Всё это время я провела в состоянии эмоционального пиздеца, мне каждый день снились кошмары, то за мной приходили фашисты и вели меня на расстрел, а я хваталась за папину штанину, а он отпихивал меня, то меня приходили забирать террористы и отец поворачивался ко мне спиной и говорил, забирайте, такая дочь мне не нужна. Кроме того, я не могла сделать целую кучу вещей, которые не умела сама, и с которыми помогал мне отец (например, подключить видик к телевизору, чтобы посмотреть мультики, достать книги с самой верхней полки и пр.).
В общем, мои коллеги сошлись во мнении, что не разговаривать с ребёнком неделю "это черезчур", однако также они сошлись во мнении что сказать отцу "ты мне надоел" это "сильно". Когда я спросила, что такое сильно, мне сказали, что ну это хамство и что ребёнок не должен так говорить, а то это он не уважает родителей, а потом не будет уважать женщин, пожилых, власть и пр. Жалею, что спросить, были ли хамами в детстве нынешние омоновцы, я сообразила только уже на лестнице.
Не знаю, может я что-то не понимаю, но в моём примере мне кажется самоочевидным, что ребёнка очень долго доставали и что я психанула, не в силах дальше терпеть, а не подвергала сомнению или пыталась оспорить великий авторитет взрослого мужика.
И что первой реакцией должен был быть не ор и вопли, а слушай, ты сейчас в ярости, подыши и объясни, почему.
Так вот, я лично считаю, что во всех этих педагогических приёмах про "не хами" нет вообще вопроса отношений родитель-ребёнок, а есть вопрос я мужик с яйцами, а кто-то тут на моё достоинство значит претендует?! Особенно смешны мне лично эти претензии на задетое достоинство, когда речь идёт о детях возраста до семи лет. Я прям вот реально не знаю, что должен мне сказать ребёнок такого возраста, чтобы задеть моё достоинство. Что это за достоинство такое, что его колебает ребёнок до семи лет?..
УПД: в моей лично жизни все "не хами" - это было меня достают, меня достают, меня достают, меня достают, я говорю отвалите, ах ты хамка
или мои границы нарушают, мои границы нарушают, мои границы нарушают, я говорю не надо нарушать мои границы, ах ты охамела!
Может быть есть какой-то общественный договор, что можно взрослому (защищать себя и свои границы, не позволять себе сесть на шею, не позволять к себе неуважительное обращение), то нельзя детям, а то не уважают взрослых, сучата?